понедельник, 24 февраля 2014
Self-mad меня вовлек во флешмоб. Ну что ж, попробую.
Суть такова: на протяжении пяти дней кряду, вовлеченный постит какое-то стихотворение на выбор (в оригинальной версии выбор надо обосновывать, но как говорит Self-mad, оставим это на усмотрение).
День первыйДень первый
Когда-то давно, курсе на первом или втором, взял в библиотеке тоненький сборник Бродского. Почитал-почитал, было занятно, но меня почти ничего не зацепило. Хотя было ясно, что, мол, - это серьезно. Но вот недавно случайно раздобыл другой сборник, "Остановка в пустыне" называется, и ситуация изменилась. Пролистывая, попал на стихотворение, крепко меня заинтересовавшее. Потом несколько раз перечитывал.
Подсвечник
Сатир, покинув бронзовый ручей,
сжимает канделябр на шесть свечей,
как вещь, принадлежащую ему.
Но, как сурово утверждает опись,
он сам принадлежит ему. Увы,
все виды обладанья таковы.
Сатир — не исключенье. Посему
в его мошонке зеленеет окись.
Фантазия подчеркивает явь.
А было так: он перебрался вплавь
через поток, в чьем зеркале давно
шестью ветвями дерево шумело.
Он обнял ствол. Но ствол принадлежал
земле. А за спиной уничтожал
следы поток. Просвечивало дно.
И где-то щебетала Филомела.
Еще один продлись все это миг,
сатир бы одиночество постиг,
ручьям свою ненужность и земле;
но в то мгновенье мысль его ослабла.
Стемнело. Но из каждого угла
«Не умер» повторяли зеркала.
Подсвечник воцарился на столе,
пленяя завершенностью ансамбля.
Нас ждет не смерть, а новая среда.
От фотографий бронзовых вреда
сатиру нет. Шагнув за Рубикон,
он затвердел от пейс до гениталий.
Наверно, тем искусство и берет,
что только уточняет, а не врет,
поскольку основной его закон,
бесспорно, независимость деталей.
Зажжем же свечи. Полно говорить,
что нужно чей-то сумрак озарить.
Никто из нас другим не властелин,
хотя поползновения зловещи.
Не мне тебя, красавица, обнять.
И не тебе в слезах меня пенять;
поскольку заливает стеарин
не мысли о вещах, но сами вещи.День второйДень второй
Стихотворение немецкого поэта Георга Тракля.
Алая луна
Сон и смерть, зловещие орлы,
кружатся всю ночь в алой глубине лунного мрака,
а внизу на морской поверхности
ледяные волны Вечности
пожирают золотистый человеческий контур.
…О хищные утесы
разбивается пурпурное тело.
И рыдает темный голос
над морем.
Сестра грозового страдания
видит: погружается испуганный челн
в звезды
молчаливой алой луны.День третий
Белая грязь пунцовые травы
Неожиданное появленье
Одинокого путника который упал
В шахту дождя куда ночь
Свалилась раньше него.
Поль Элюар